О влиянии композиционных ошибок на восприятие лица
Границы доступного каждой отдельно взятой внешности различны - этот факт может расстраивать, но в сущности это просто данность, с которой необходимо подружиться дабы получить возможность использовать её как прочную опору для дальнейшего творчества.
Границы тем чётче и уже, чем категоричнее и ярче проявлены стилевые составляющие - в первую очередь, цвет и композиция.
И дело не только в физическом взаимодействии внешности и обрамления, но и в психологическом эффекте, который образуется по факту присутствия или отсутствия гармонии между ними.
Сегодня мне хотелось бы поговорить о композиции в портретной зоне, которая влияет на восприятие личности самым непосредственным образом. Помогут мне в этом певица Лорин, модель Оливия Винтен и случайные фото работ мастеров индустрии красоты.
Итак, волосы
Признак здоровья, один из символов красоты, воспринимающийся немалым количеством людей как богатство. Могут ли они не красить?
Могут и дело тут не только в качестве и структуре, но и форме, которую они образуют, а так же в количестве (а точнее в площади, в визуальной массе). Интересно вот что - нередка борьба с недостатком объёма, хотя он может являться абсолютно бесполезным (а то и вредным) для образа.
И большой объём и малый могут в одинаковой степени быть как проблемой, так и подарком - всё зависит от "потребностей лица".
Соразмерность и принцип подобия - ключевые моменты во всём, что касается композиции в стиле.
В противном случае элементы начнут спорить и "гипертрофировать" друг друга. В редких исключениях и умелых руках это может служить на пользу, добавляя образу персонажности, но не стоит забывать, что выраженную дисгармонию используют мультипликаторы для создания отрицательных или комичных персонажей.
Итак, что можно отметить, глядя на девушек? Мой взор цепляется за диспропорцию - слишком большое и слишком маленькое лица.
Черты Лорин (слева) - крайне выразительные, крупные, монолитные. Площадь черт оставляет очень мало свободного места в композиционном центре. Форма её стрижки хоть и пышна, но слишком компактна (основана на форме круга).
Черты Оливии (справа) - напротив, очень деликатные и компактные, занимают мало места на лице и совершенно теряются на фоне столь роскошной гривы.
А попробуем поменять их местами, сохранив пропорции головы?
Композиционные центры лиц на фоне визуального восприятия форм причёсок хорошо иллюстрируют принцип соразмерности. В более подходящих вариантах черты не кажутся чрезмерными или недостаточными:
Чего требуют монолитные и выразительные черты Лорин?
В первую очередь, ей, конечно, не рекомендована чёлка, уменьшающая и без того тесноватую площадь лица.
Второй момент - широкие, плотные и обтекаемые "мазки" внешности противоречат мелкой угольной детальности.
Ей необходим размах, цельность и крупные неострые детали для того, чтобы выразительные черты не казались грубыми или отёкшими.
Вообще, популярные в последние годы слоистые стрижки вроде "шегги", в основном, хороши для лиц с аналогичной тонкой, мелкой, деликатной детальностью. На примере ниже так же можно заметить, на мой взгляд, преступное влияние подобной стрижки на выразительные и плавные черты девушки:
Уменьшение площади лица, замена вытянутой формы на компактную + пестрящая фактура вместо необходимой гладкой и по итогу - свежая чувственная девушка превратилась в усталую женщину в карнавальном парике.
Это к слову о психологическом влиянии ошибок в работе с линейностью: сильные, яркие лица на фоне тонких и лёгких линий не становятся легче - они кажутся слабее, они теряют опору.
Поговорим о деликатности.
Для Оливии, обладательницы очень компактных и нежных черт, чем меньше визуальная масса окружающей причёски - тем лучше. Чёлка или аккуратные тонкие пряди, обрамляющие лицо ей крайне рекомендованы. Или "были бы" рекомендованы не будь она моделью, т.к. мир моделинга всё же отличается от повседневности принципиально иным отношением к разного рода диспропорциям.
Однако, если чёлка/пряди противоречат иным составляющим стиля (Образному типажу или архетипам, к примеру) есть и другие способы снизить контраст объёмов: короткая стрижка или убранные волосы. В случае Оливии и то, и другое должно создавать округлую форму без вытянутости вверх и начёсов.
Небольшие тонколинейные детали так же будут ей к лицу по правилу подобия.
Аккуратным чертам - аккуратные детали.
Для этого тезиса у меня есть дополнительный пример, но с волосами иного рода:
Брови
Ещё одна необъятная боль моя (это плюсом к той, когда девушки закрашивают благородный пепельный цвет волос, именуя его "мышиным") - беспощадное стремление к выразительным бровям.
Соболиные брови, как и пышная шевелюра, хороши в вакууме, но при несоответствии чертам так же создают противоположный желаемому эффект:
Слишком тонкие/бледные брови при широких выразительных чертах обеспечивают безвольный и болезненный вид.
Слишком густые брови при мягких аккуратных чертах (см.пример) - придают образу не силы и яркости, а грубости, негативной жесткости и недовольства.
Каждая стилевая история индивидуальна, а правила созданы чтобы их нарушать, но я ратую за то, что правила эти прежде всего нужно узнать и протестировать - возможно, не потребуется долгого и мучительного поиска своего случая в списке исключений.
На этом у меня всё на сегодня, дорогие соучастники. Надеюсь, данные наблюдения окажутся вам полезными ♥
Всем и каждому — мира между внешним и внутренним!
Спасибо за доверие и до новых строк!
Comments